Впервые в истории индекс Baltic Dry обвалился ниже 300 пунктов, достигнув минимального значения за все время своего существования. Он играет важную роль в биржевой практике: стоимость морских перевозок является достоверным индикатором состояния мировой торговли: уменьшение цен тесно связано с падением спроса. Напомним, сейчас индекс достиг 298 пунктов.
Это полезно знать (финансовый ликбез)
Baltic Dry Index отображает динамику стоимости морских перевозок, в рамках которых суда занимаются перевозом насыпных и навалочных грузов (к ним относятся зерно, уголь, удобрения, сталь, цемент) по 20 ключевым морским маршрутам. Бытует мнение, что этот показатель — наиболее важный среди тех, которые не известны широкой аудитории.
Столь значительное снижение индекса заставляет серьезно задуматься о состоянии мировой торговли. Для понимания ситуации стоит подчеркнуть, что ранее, когда индекс падал до 500-600 пунктов, в скором времени он восстанавливал темпы роста. Создавалось впечатление, что скрытый спрос высвобождался в ожидании низких цен. Но в этот раз индекс не восстанавливается. Более того, после снижения почти на 50 процентов больше по сравнению с предыдущим рекордным минимумом он продолжает снижаться и дальше.
Как все начиналось?
Падение Baltic Dry Index началось еще в августе 2015 года, хотя начало формирования долгосрочного нисходящего тренда можно было отметить уже в конце 2013 года. В прошедшем месяце его падение усилилось, и он достиг дна с момента начала его расчета, то есть с 1985 года. Это говорит о том, что самые крупные мировые экономики демонстрируют со своей стороны падение спроса на сырье.
Что говорят эксперты?
Аналитики предполагают, что в случае сохранения нисходящей динамики BDI может появиться серьезный повод принять решение о полной остановке мировой торговли и переходе глобальной экономики в стадию рецессии. Таким образом, индекс определяет, наступит ли в мире глобальная рецессия или нет. В частности, специалист JP Morgan Chase находит взаимосвязь между падением индекса, определяющего стоимость фрахта, и переменами в экономике ключевых стран Азатско-Тихоокеанского региона, в том числе и КНР, где в течение последних двадцати лет производство наращивалось слишком быстрыми темпами.
Конечно, в основном падение BDI вызвано низкими ценами на сырье. Если не забывать о дефляционной спирали на товарном рынке, то его падение не должно вызывать шок. Но все же оно заставляет бить тревогу.
Действительно ли все так плохо? Плачевность ситуации почти каждую неделю подтверждают факты: появляются статистические данные о замедлении производства и потребления в крупнейших мировых экономиках. Также убедительным показателем, свидетельствующим текущее состояние, является стоимость на важнейшие промышленные металлы: медь, алюминий, железную руду.