Спад российской экономики, санкционное давление и нестабильная ситуация с ценами на нефть создают негативные условия для функционирования финансового аппарата РФ. По данным Министерства финансов за период 2015-2016 гг. резервный фонд может сократиться более чем в десять раз, а возобновление его расширения при благоприятных условиях может начаться только в 2017 году, правда, незначительно.
Это полезно знать (финансовый ликбез)
Согласно прогнозу, сверстанному исходя из стоимости нефти 50 долларов за баррель в 2015 году, 65 долларов - в 2016 и 70 долларов - в 2017-2018 годах, в 2016 году размер Резервного фонда снизится с 5,347 триллионов рублей до 519,3 миллиардов рублей. Позже, в 2017 году, к ним может прибавиться 111 миллиардов рублей, и фонд вырастет до 630,3 миллиардов. Примечательно состояние и другого показателя – так называемого объема денежной массы, который в течение всего 2014 года сокращался, в результате чего экономика не получила 1,42 триллиона рублей. Кстати, объем денежной массы уменьшался и в кризисное время 2009 года.
В результате такого денежного дефицита перед правительством встанет вопрос о начале эмиссии денег. Если же не запустить станок по созданию новых купюр, может пригодиться сокращение расходов, которые уже и без того сокращены достаточно.
Будет ли эмиссия в России?
Однако, невзирая на все существующие условия, среди которых набирающая обороты рецессия и растущая инфляция, Центробанк пока не торопится принимать решение о старте эмиссии.
Почему же ЦБ не хочет финансировать экономику посредством эмиссии? Первая причина нерешительности – чрезвычайно высокая инфляция, которая при запуске печатного станка, скорее всего, разовьется с новой силой. Конечно, нынешний рост цен обусловлен не эмиссией, а девальвацией рубля, но история XX века показывает, что выпуск новых денег может не только помочь правительству исполнить бюджет, но и спровоцировать дальнейшее неконтролируемое ускорение инфляционных темпов. То есть номинально денег будет хватать на все цели, но, вследствие отсутствия их обеспечения экономикой, их реальная стоимость снизится. Так, например, происходило в Германии после Первой мировой войны: в стране бушевала гиперинфляция, и к концу 1923 года она достигла 16 миллионов годовых. Тогда деньги заменялись на суррогаты и был крайне популярен бартерный обмен.
Впрочем, теоретически правительство и ЦБ все же могут прибегнуть к финансированию расходов за счет рублевой эмиссии, но тогда Россия будет находиться в условиях инфляции, сопоставимой с началом 90-х годов. Однако боле вероятно, что будет решено сдерживать инфляцию до конца, не обращая внимание на экономический рост. К тому же, в ЦБ отмечают, что если бы Россия была бы таким же эмиссионным центром валюты, как США, то решение о выпуске денег действительно могло бы дать эффект. В реальности же для России это только инфляция и валютный скачок.
Евросоюз запустил QE
В еврозоне складывается следующая ситуация: ЕЦБ готов влить кровь в европейскую экономику через предложение новых денег, но не в физическом их значении, а в электронном формате. Действие предполагает дальнейшее активное развитие экономического роста в регионе, и чрезвычайно высокого инфляционного уровня не ждут: дефляция, которую сейчас испытывают ведущие европейские страны, испугала экономическое руководство Евросоюза, так как разворачивание дефляционной спирали может вызвать новый кризис, который станет неприятным дополнением к и без того высокой безработице. Таким образом, в еврозоне наблюдается зарождение циклического восстановления, поддерживаемое не только запуском программы QE ЕЦБ, но и стоимостью нефти, и слабым евро.
Конечно, евро стал слабеть после объявления об агрессивных действиях Европейского Центробанка: ЕЦБ дал старт так называемому количественному смягчению в размере 60 миллиардов евро ежемесячно – планируется, что европейские бонды будут скупаться до сентября следующего года, и за весь период будет более триллиона евро. Однако окончание программы не определено – оно напрямую зависит от роста инфляции: как только она приблизится к уровню 2%, можно будет начать разговор об остановке печатного станка евро.